Сила отрицания
К земле приближается другая планета и все неминуемо ведет к столкновению. Таков вкратце сюжет «Меланхолии». Он тянет, давит, и на протяжении всего фильма нарастает неприятное ощущение неотвратимости в животе.
Но не для мужа сестры главной героини. Он твердо знает, что по расчетам ученых другая планета пройдет мимо. Но сохраняет разум и холодную голову лишь до того момента, пока не посмотрит на приближающуюся планету сквозь проволочный круг, сделанный его сыном. Диаметр ее действительно увеличивается с каждым днем.
Отрицание проигрывает фактам. И герой понимает, что он ничего не контролирует, поэтому совершает последнее действие, которое контролировать может – свой самостоятельный уход из жизни.
Сейчас я перечитываю книгу о муми-троллях, и одна из первых повестей тоже о небесном теле, о комете, которая непременно упадет на муми-долину.
Зверьки пугаются, но потом отправляются в длинное путешествие к обсерватории, выясняют у ученых, когда именно должна упасть комета (восьмого августа, в восемь сорок пять), возвращаются домой и перевозят все вещи в грот, чтобы переждать падение. Но делают это так, будто не спасают свои жизни, а просто едут на пикник.
Герой из «Меланхолии» отрицал проблему, и его психика не вынесла, когда он понял, что от нее никуда не деться. Муми-тролли понимали, что комета все равно упадет, хотят они этого или нет, поэтому спокойно занимались тем, что делать могли, чтобы спастись.
Отрицание проблемы – это зыбучие пески, где любое движение затягивает еще глубже.
Признание проблемы – первый шаг к ее решению, ведь тогда уже можно сделать что-то, чтобы вылезти из ямы, а не жить в иллюзорном мире отрицания.